Вагонка: классификация, плюсы и минусы

В настоящее время растет популярность природных экологичных материалов — камня, глины, древесины. О последней, а точнее о вагонке из нее и пойдет речь.

Вагонка из древесины, или шпунтовая доска, — один из самых востребованных стройматериалов. При ее изготовлении используются самые разные породы дерева, от дорогих (красного кедра и палисандра) до более дешевых (ольхи, ели, сосны, дуба).

Преимущества и недостатки

Основными плюсами деревянной вагонки являются:

  1. Практичность.
  2. Экологичность.
  3. Долговечность (при должном уходе) — срок службы составит несколько десятков лет.
  4. Легкость в установке по схеме гребень в паз.
  5. Эстетичность — приятная текстура и привлекательный внешний вид.
  6. Гигроскопичность — поддержание комфортного уровня влажности.
  7. Универсальность — возможно использование в помещении и на улице.
  8. Многообразие оттенков дерева и уникальность естественного рисунка.
  9. Возможность изменения цвета или тона дерева с помощь краски, лака или пропитки.
  10. Широкий диапазон цен.

Минусы вагонки:

  1. Как и любое другое изделие из дерева, вагонка чувствительна к резкой смене температур, сырости, влажности. Поэтому важно периодически обрабатывать доски специальной пропиткой, краской или лаком, чтобы продлить срок их службы и сохранить привлекательный внешний вид.
  2. В некоторых случаях, по вине производителя или владельца, вагонка может деформироваться.

Классификация

Вагонку классифицируют по различным параметрам. Одним из них является порода древесины:

  1. Лиственные: липа, береза, дуб, ольха и другие.
  2. Хвойные: сосна, кедр, ель и другие. Их можно использовать в любых жилых и нежилых помещениях, кроме бань, парилок. При высокой температуре и влажности вагонка из хвойных пород может выделять смолу, от чего станет липкой и пожароопасной.

Деревянная вагонка также подразделяется по сортам древесины и, соответственно, имеет 4 класса:

  • класс A — доска не имеет сердцевины, но на ней могут встречаться сучки, ямки со смолой и торцевые трещины не чаще чем через полтора метра.
  • Класс B — на доске могут встретиться до четырех сучков радиусом не более 1 см, до двух не сквозных трещин и двух ямок со смолой каждые полтора метра.
  • Класс C — на доске допускается наличие двух сучков диаметром до 2,5 см, не сквозных трещин длиной до 5% от длины вагонки, смоляных трещин размером до 5 см в длину и до 5 мм в ширину. Допускаются небольшие физические повреждения, пятна и полосы.
  • Класс 0 (Экстра) — доска не имеет сердцевины и каких-либо дефектов.

Вагонка классифицируется по типу профиля:

  • евровагонка;
  • обычная вагонка.

Они отличаются друг от друга размерами, широтой выбора, качеством, способом соединения и наличием у евровагонки вентиляционных отводов с обратной стороны доски для вывода воздуха и конденсата.

Евровагонка выпускается в следующих профилях:

  • «ландхаус» — представляет собой профилированную доску с декоративными выемками на лицевой стороне. Обычно применяется в отделке внутренних стен, так как в уличных условиях быстро придет в негодность;
  • «стандарт» — профиль имеет прямые фаски над гребнем и пазом доски;
  • «блокхаус» — внешняя сторона доски выполнена с имитацией оцилиндрованного бруса. Этот профиль применяется при внутренней и внешней отделке зданий. «Блокхаус» обладает повышенной тепло- и звукоизоляцией, долговечностью, меньшей подверженностью к образованию трещин;
  • «американка» — профиль имеет оригинальный дизайн в виде приколоченных внахлест досочек. В срезе такая доска имеет форму треугольника (естественно, с пазом и гребнем). Используется обычно в наружной отделке зданий. Благодаря своей особенности укладываться внахлест, такая вагонка практически не подвержена воздействию осадков, так как надежно скрывает стыки между отдельными досками;
  • «софтлайн» — такая вагонка похожа на доску профиля «стандарт», но отличается закругленными краями фасок.